О нас   →  Статьи  


09.09.2009 Зачем нужные маркетинговые исследования?
«Если знаешь и противника, и себя – сколько ни сражайся, всегда одержишь победу. Если знаешь противника, а себя не знаешь – один раз победишь, другой раз потерпишь поражение. Если же не знаешь ни противника, ни себя – сколько ни сражайся, всегда потерпишь поражение».
Сунь Цзы, китайский полководец.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ?

Получение информации

Маркетинговые исследования необходимы, во-первых, для получения информации. Эта информация, в свою очередь, нужна для принятия оптимальных для развития бизнеса решений. Ведь информация, трансформированная в знания, позволяет принимать наиболее эффективные решения и совершать наиболее эффективные действия, тем самым создавая конкурентное преимущество для компании, обладающей знанием. Знание рынка, его сегментов, покупателей, конкурентов позволяет компании более эффективно продвигать свои продукты, что, в свою очередь, приводит к увеличению прибыли и доли рынка компании.

Продвижение продуктов

Маркетинговые исследования необходимы для того, чтобы правильно подобрать инструменты продвижения продуктов компании, грамотно разработать программу для ее развития. На мой взгляд, на рынке все чаще можно наблюдать ситуацию, когда предложение вызывает спрос. То есть, целенаправленная деятельность компании по продвижению своих продуктов приводит к формированию потребности в них. Именно поэтому задача компании состоит не только в выявлении объективных потребностей рынка и потребителей, но и в формировании этих потребностей с помощью различных элементов продвижения. В свою очередь, программа продвижения компании (program of improvement) не может основываться на абстрактной или субъективной информации.

Удовлетворение потребностей «заинтересованных лиц»

Цель бизнеса на развитом рынке, на мой взгляд, состоит в удовлетворении совокупных потребностей (функциональных, эмоциональных, финансовых) всех «заинтересованных лиц» компании: владельцев, поставщиков, потребителей, государства, сотрудников, конкурентов. Такой подход позволяет значительно увеличить эффективность бизнеса, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Отсюда возникает первый и самый главный вопрос: насколько хорошо в компании представляют себе потребности и желания всех ее ключевых «заинтересованных лиц»? Маркетинговое исследование, в свою очередь, может включать анализ всего окружения компании, всех его контрагентов, отвечая на данный вопрос. Здесь хотелось бы разделить два понятия: маркетинговое исследование (marketing research) и исследование рынка (market research). Маркетинговое исследование — это связующее звено между компанией и потребителями, рынком и его окружением; маркетинговые исследования предоставляют компании информацию для оптимизации стратегии и тактики. Исследование рынка, в свою очередь, — это часть маркетингового исследования, которое направлено на изучение потребительских предпочтений, конкуренции, перспектив и тенденций.

Конечно, чаще всего в исследованиях акцент делается на потребителях и конкурентах. Определение потребностей клиентов — совсем непростая задача. На мой взгляд, российский потребитель очень «эмоционален». У потребителя присутствуют не только материальные (или функциональные) потребности, но и, в значительной степени, эмоциональные. Поэтому описать потребительские предпочтения порой очень трудно, используя лишь такой метод, как, например, стандартизированное интервью (анкетирование). Данные метод, безусловно, позволяет получить объективные данные по основным вопросам. Но его не достаточно именно в условиях российского эмоционального рынка. Часто приходится проводить «глубинные интервью» (in-depth interview), которые позволяют получить информацию о мотивации, поведении, «установках» потребителей. Только совокупное использование различных методов позволяет получить полную «картинку», разработать максимально эффективную программу продвижения.
Именно глубокое знание рынка, грамотное позиционирование и четкая стратегия продвижения способны повысить конкурентоспособность вашей компании и вывести вас в лидеры рынка.


← Назад







© «Мобиус», 2008-2012

Дизайн: Андрей Анкин
Работает на CMS-BS