О нас   →  Статьи  


18.02.2011 Пластеев М.Н., Нечаева Н.Г. Представления горожан об имидже города Перми, Бюллетень Пермской социологии. Исследования 2008-2009 гг

Пластеев М.Н., Нечаева Н.Г. Представления горожан об имидже города Перми

Имидж как совокупность эмоциональных и рациональных представлений - понятие неоднозначное. Он во многом зависит от человека, от ассоциаций, возникающих по отношению к данному городу.
Перерабатывая огромное количество информации о городе, в котором живет, или который посетил, человек создает определенный образ города.
Мы, жители города Перми, наверняка неоднократно задавали себе вопрос: каков же имидж города Перми в глазах его иногородних гостей?  И тем более интересует нас вопрос: А что мы сами думаем о своем городе? Каков образ города Перми в глазах его постоянных жителей?

Кажется, что имидж города невозможно оценить и тем более измерить, но существуют определенные методы, которые помогают в этом.
В октябре 2009 года было проведено исследование методом глубинных интервью с целью изучения представления горожан об имидже Перми.
Объектом исследования выступили жители города различных возрастных и социальных групп. Глубинные интервью проводились в соответствии с заранее составленным гайдом при личной беседе. Каждое интервью занимало от 40 до 50 минут и фиксировалось аудиозаписью. Всего было проведено 18 глубинных интервью, по три интервью в каждой группе респондентов: предприниматели, руководители высшего звена, руководители среднего звена, специалисты, рабочие, пенсионеры.

Прежде всего, жителей спросили: «Как Вы оцениваете социально-экономическое положение города Перми?».

По результатам исследования было определено, что большинство жителей Перми оценивает текущее социально-экономическое положение города как среднее. Жители отмечают, что за последние 5-7 лет социально-экономическое положение города изменилось в лучшую сторону. «Город растет, развивается. Ведется строительство, пусть сейчас оно немножко затормозилось в связи с финансовым положением в стране, но всё-таки что-то строят, благоустраивают территорию». «Стало  немножко лучше. Во всяком случае, центр немножко прибрали», «дорожки велосипедные появились», «очень активно в последнее время строятся дороги хорошего качества с удобными развязками».

Несмотря на то, что сейчас жители не в полной мере удовлетворены общим положением дел в городе, «перспективы его развития уже видны». «Видны некоторые подвижки, как в культурной области, так и в экономической. Исчезают очереди в детские сады»,  «развивается культурная жизнь, общественная жизнь развивается, экономический форум вот недавно проходил»,  «движение, на данный момент, видно».

Небольшая часть опрошенных оценивает текущее социально-экономическое положение плохо. Жители отмечают, что «нет порядка за ценами», «очень много юридических лиц закрывается, очень низкий уровень зарплат, очень плохо с трудоустройством, с устройством в детские садики, школы».
После этого, пермякам был задан вопрос: «Вам приходилось или не приходилось испытывать гордость за Пермь?». Было определено, что практические всем жителям Перми приходилось испытывать чувство гордости за родной город.

Жители гордятся:

  • Рекой Кама. «Кама поражает своей шириной. Кама сразу очаровывает. Когда проезжаешь на поезде, из окна вагона можно увидеть Волгу. Но она именно в этом месте не оставляет такого же впечатления, как  наша широкая, полноводная Кама»
  • Большим количеством театров, музеев, постоянно проходящих выставок и т.п.
  • Жители города особенно выделяют Пермский балет. «Пермский балет известен повсюду: в России, в странах дальнего и ближнего зарубежья. Возможно, Пермь ассоциируется с пермским балетом и хореографическим училищем».
  • Тем, что в шаговой доступности от дома есть аптеки, магазины и прочие элементы инфраструктуры города
  • Тем, что город в целом экономически развит. В Перми есть большое количество торговых центров, досуговых учреждений.
  • Крупными пермскими предприятиями.
  • В городе развит спорт. «Есть футбольная команда «Амкар», хоккейная - «Молот».  Есть даже женский футбол. Наш город вырастил  олимпийских чемпионов».
  • Тем, что Артемий Лебедев стал в своем ЖЖ писать про город Пермь.

Также опрашиваемым жителям предлагалось продолжить фразу «Пермь – это город …». Полученные ответы были объединены в четыре группы.

1. Большинство жителей отметили, что «Пермь – это промышленный город», «город заводов и фабрик». «Здесь много нефте- и газодобывающих предприятий, обрабатывающих предприятий, есть машиностроительные предприятия». «Как бы то ни было, но начинался он с Егошихинского завода. На мой взгляд, эта традиция и есть, и должна оставаться». «Это город, где очень развиты технологические предприятия, всё, что связано с промышленностью, с переработкой сырья. Эти направления очень развиты». «В городе большое количество фабрик и предприятий, город может обеспечить всем себя сам, ни от кого не зависеть».

2. Часть жителей отметили, что «Пермь – это серый город», «среднестатистический город», «ничем не выделяющийся город», «простой хороший город». «Сейчас – это среднестатистический город». «На самом деле, пока никаких стойких ассоциаций по отношению к нему нет».

3. Небольшая часть жителей отметила, что «Пермь – это город театров, музеев, фестивалей», «культурный город». «Потому что у нас есть множество театров, о чем говорят все, и этим мы тоже можем гордиться. Мы посмотрели все спектакли. Этот культурный слой и был, и есть. В нашем городе проходят различные фестивали, очень интересные фестивали. К нам приезжают очень известные люди. Меня всегда поражает, когда вижу на афишах такие известные имена. Значит, этих людей что-то привлекает в наш город. У нас проходят международные конкурсы – в нашем театре оперы и балета стал традиционным «Арабеск», конкурс имени Чайковского. Сюда тоже международные исполнители приезжают. А не только из других городов. Всё это и говорит о том, что наш город культурный».

4. Небольшая часть жителей отметила, что «Пермь – это деловой город», «город, в котором развит деловой туризм». «У нас деловой туризм, деловые контакты с городом связаны. Город посещают. На карте он отмечен как деловая точка, поэтому сюда приезжают делать бизнес», «к нам постоянно приезжают из-за рубежа деловые партнеры».

Жителям Перми в ходе интервью было предложено выделить особенности Перми.

Территориальные особенности
1. Северный город
2. Город на реке
3. Пермь находится на границе Европы и Азии.

Исторические особенности
4. Город великих людей

Культурные особенности
5. Город театров
6. Город фестивалей и выставок, в том числе международного значения, любительского самодеятельного творчества

Демографические особенности
7. Город – благоприятный для молодой семьи.

Экономические особенности
8. Пермь и Пермский край – регион-донор.

Правовые особенности
9. Город – благоприятный для бизнеса

Природные особенности
10. Пермь – город богатый ресурсами
11. Пермь – большой по территории город.

Относительно того, является ли Пермь современным городом, мнения жителей разделились.

  • Большая часть жителей молодого возраста отмечают, что Пермь – это современный город. «Современный город – это значит, динамично развивающийся со всех точек зрения: архитектурной, административной, культурной и так далее. Будем говорить так: культурно развивается? Развивается, это я уже сказала. Администрация развивается? Развивается. Вводит какие-то нововведения, может быть, недостаточно, но всё-таки. В городе проводится благоустройство, идет строительство». «У нас есть практически все технологические новинки, которые должны присутствовать в жизни обычного жителя любого мегаполиса. У нас они все есть». 
  • Значительно меньше жителей молодого возраста отмечают, что Пермь – это несовременный город. «Если мы хотим всю жизнь добывать картошку пермскую – то это хорошо. Но я не хочу, чтобы мой город всегда сравнивали с картошкой». «Народ у нас такой довольно инертный. То есть идеи, какие-то задумки есть, но все это ну бумаге, на уровне идей всегда остается».
  • Большая часть жителей старшего и среднего возраста в отличие от молодых отмечают, что Пермь – скорее несовременный город. «Наверное, ему еще нужно тянуться до современного города. Если сравнивать его с другими городами.

В рамках того, что пермяки рассказали бы жителям других городов, назывались различные интересные места города, его история и особенности.
1. Река Кама
2. «Пушкинский скверик на ул. Сибирская»
3. «Сквер у фонтана около Перми II»
4. Речной вокзал
5. Ипподром
6. Цирк, планетарий
7. Сквер у Театра оперы и балета.
8. Комсомольский проспект «с его периодически появляющимися статуями»
9. «Пермь-362

Жители города также ответили на вопрос: «Что может «притягивать» жителей других городов и зарубежья в Пермь». Были получены следующие ответы.

1. Музеи. «У нас есть уникальная коллекция деревянных богов». «Есть замечательный этнографический музей под открытым небом «Хохловка». Гостям, конечно, интересно будет посетить краеведческий музей. У нас представлено деревянное зодчество. Известно, что через Пермь проходил Соликамский тракт, по которому вели декабристов». «Но почему бы туристу не посетить «Хохловку», например?  Почему бы не съездить в краеведческий музей?

2. Театры. «В городе много театров. Самый известный театр оперы и балета. Он славится по всему миру. Он же везде выступал. Жители нашего города ходят с удовольствием и на оперные спектакли, и на балеты. Думаю, что в наш театр кукол привозят детей из городов края. В Перми неплохой ТЮЗ»

3. Фестивали, проводимые культурные мероприятия. «Молодежное, в мае – в июне, проходило мероприятие  - «Живая Пермь».

4. Санатории. «На территории нашего края множество санаториев, в том числе в непосредственной близости от Перми. Например, Усть-Качка. Она является центром притяжения для многих и многих людей»

5. Большое количество объектов досуга. «В нашем городе есть возможности для разнообразного отдыха. Можно поехать покататься на катере, можно покататься на лошадях, сходить в кино, поиграть в различные игры и так далее».

6. Университеты города. «У нас есть государственный, политехнический  и педагогический университеты. Сюда приезжают учиться из других городов России. Было военное училище. Оно тоже воспитало много кадров».

Большинство жителей Перми считают, что администрация должна заниматься имиджем города. Именно от властей зависит то, каким он будет через 5-10 лет. Жители хотели бы видеть город таким:

1. Пермь – город для молодых и успешных, город современных технологий. «Потому что там, где молодые, там есть развитие. Молодые ближе к новым, современным технологиям. А эти технологии помогают и пожилым людям чувствовать себя более или менее благополучно. Развивать новые технологии должна молодежь, у нее это лучше получается. Таким городом должна стать Пермь. Городом современных технологий».

2. Пермь – интеллектуально развитый город, город образования. «Чтоб много было учебных учреждений. Чтоб много было студентов у нас в городе. Город бы сразу помолодел. И чтоб эти студенты после учебы оставались у нас в городе. Вот, что я хотела бы видеть».

3. Пермь - город с развитым деловым туризмом. «Почему бы нам не развить туристскую отрасль? Почему бы нам не привлекать туристов, которые в перспективе, может быть, повлекут за собой инвестиции? Почему бы нам этого не делать? Мне кажется, это создаст условия для комфортной жизни населения, в том числе и в перспективе. В этом смысле нужен имидж».

4. Пермь – чистый город.

5. Пермь – архитектурно привлекательный город.

6. Пермь – город комфортный для жизни. «Чтобы было больше парков. Даже не столько парков, а чтобы движение пешеходов было не затруднено бесконечным отсутствием светофоров, чтобы были нормально сделаны транспортные развязки. У нас проблемы не в пробках, не в том, что у нас дороги плохие, а в том, что у нас развязки плохие». «Мне кажется, что вся промышленность уйдет за черту города. Наверное, будет больше красивых домов»

7. Пермь – культурный город, «но это, прежде всего, зависит от населения».

8. Пермь  - «зеленый» и архитектурно красивый город. «Я хочу, чтобы город был более озелененным. Я бы хотела, чтобы город был  больше развит в плане архитектуры. Мне не нравится та нелепица, хочется, чтобы были другие краски. И еще я бы хотела, чтобы у нас не переименовывали улицы, как это делается сейчас, а ухаживали за ними. Я бы очень хотела, чтобы такие вещи, как строительство, совершались более корректно. Если идет строительство, то огради территорию забором, чтобы строительный мусор никуда не попадал за пределы строительной площадки. Чтобы администрация следила за этим. Я бы очень хотела, чтобы у нас не было недостроек».

9. Пермь – «силиконовая долина» России

10. Пермь – город здоровья.

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что большинство опрошенных людей со сдержанным оптимизмом смотрят на перспективы развития имиджа города. Несмотря на то, что сейчас жители не в полной мере удовлетворены общим положением дел в городе, «перспективы его развития уже видны». Видны некоторые подвижки, как в культурной области, так и в экономической, социальной.

Различных программ развития города достаточно много, но конкретных механизмов реализации, по их мнению, пока мало. Тем не менее, общее мнение таково: формирование благоприятного имиджа Перми – важная задача, которой нельзя пренебрегать.

Один из главных законов маркетинга, который был сформулирован Джеком Траутом, гласит: «Если вы не можете быть первыми в какой-то категории, то создайте новую». Город должен предлагать своим жителям и привлекать новых чем-то эксклюзивным. Яркая идея, удовлетворяющая вышеуказанным требованиям, и будет основой для формирования благоприятного имиджа города.


← Назад







© «Мобиус», 2008-2012

Дизайн: Андрей Анкин
Работает на CMS-BS