О нас   →  Статьи  


01.10.2008 «Объект желания», «Компаньон magazine» № 10, октябрь 2008. (Максим Пластеев)

КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ БУРНО РАЗВИВАТЬСЯ, НО НЕКОТОРЫЕ ЕЕ СЕГМЕНТЫ БЛИЗЯТСЯ К НАСЫЩЕНИЮ

Пока рынок жилой недвижимости переживает не самые лучшие времена, коммерческий сектор продолжает бурно развиваться. Благоприятная экономическая ситуация, высокая предпринимательская активность и растущие потребности клиентов на протяжении последнего десятилетия обеспечивают в Перми стабильный спрос на новые коммерческие объекты самого разного назначения. Усилившийся интерес к строительству коммерческой недвижимости связан также с повышением конкурентной среды в строительной индустрии в целом. Только за последние два года число застройщиков коммерческой недвижимости увеличилось почти в 2,5 раза. Конкуренция подталкивает участников рынка к укреплению своих позиций за счет поиска новых оригинальных бизнес-идей и эффективных способов их продвижения.


ОФИСНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
Рынок офисной недвижимости сейчас находится на подъеме. С учетом строящихся объектов и анонсированных до 2010 года инвестиционных проектов, обеспеченность офисными площадями в Перми составит в ближайшем будущем 484 кв.м. на 1 тыс. человек. Эта цифра — достаточно высокая. Она свидетельствует о том, что спрос на офисную недвижимость к 2010 году будет удовлетворен на 80—90%.

В целом по стране наблюдается тенденция децентрализации офисной недвижимости, однако неизменно лидирующую позицию в Перми по-прежнему занимает центр — Ленинский район (46,5% офисов); в Мотовилихинском и Свердловском районах предлагается примерно одинаковое количество объектов (16,3% и 15,1% соответственно).


Привлекательными для инвестирования являются проекты по строительству офисной недвижимости востребованных на рынке форматов: в основном это формат, в общепринятой классификации относящийся к классу «B», хотя классность пермских офисов еще в должной степени не выражена.

ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
Обеспеченность торговыми площадями в Перми составляет 547,5 кв. м. на 1 тыс. жителей. Примерами новых наиболее крупных объектов торгового назначения, сданных в эксплуатацию в 2007—2008 годах, являются: ТЦ «Семья 2», Metro Cash&Carry, ТЦ «Колизей–Cinema», Baumoll, ТРЦ «Шоколад», ТЦ «Привилегия», торгово-офисный центр «Лайнер», ТЦ «Парк-Авеню».

В министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края в рамках проекта «Торговые площадки» уже поступили заявки от 33 потенциальных инвесторов, среди которых операторы краевого, федерального и международного уровней. Они готовы направить средства на строительство гипермаркетов, аквапарков, а также торговых и развлекательных центров.

По плану во втором квартале 2009 года в Перми откроют новый четырехэтажный ТРК «Летучий Голландец», который будет располагаться в микрорайоне Крохалевка на улице Лодыгина, 44а. Генподрядчиком, инвестором и застройщиком выступает компания ООО «Смол-11», которая ранее занималась проектом коттеджного поселка «Боровиха-2».

В отличие от офисов, все крупные торговые центры сейчас выносятся за пределы города — на территорию Восточного и Западного обходов. Кроме того, для размещения в этом же районе формируется большой объем площадок под многофункциональные комплексы.

Столь интенсивное развитие торгового сегмента имеет и обратную сторону: в связи с вводом крупных площадей торговой недвижимости к 2008—2010 годам этому направлению рынка может грозить перенасыщение. По прогнозам аналитиков высокая активность приведет к снижению арендных ставок на торговые помещения и к оттоку арендаторов из неудачно спланированных магазинов.

АВТОСАЛОНЫ

Сегодня на рынке Перми представлено более 40 автосалонов. Часть из них расположена в центре города, другая часть в последние годы образовала целые торговые улицы — Спешилова в Камской долине, Героев Хасана, Шоссе Космонавтов. Поскольку за последние годы в Перми объем продаж автомобилей существенно возрос, владельцы автосалонов вынуждены увеличивать торговые площади. Однако возможности строительства автоцентров в Перми ограничены объективными факторами — в первую очередь, отсутствием свободных земельных площадок. Кроме того, дистрибьюторы предъявляют жесткие требования и к проекту, и к его месторасположению, которые в условиях ограниченного выбора площадки непросто соблюсти. Строительство новых объектов возможно только на вышеуказанных трех улицах, причем на ул. Героев Хасана запас земельного ресурса уже исчерпан на 90%. Ни одна другая улица в центре города сегодня не способна вместить полноценный автосалон с парковкой и прилегающей территорией. Можно предположить следующие тенденции развития этого сегмента ынка: расширение сферы услуг путем открытия новых направлений и продажа сопутствующих услуг (тюнингателье, аэрография, автосервисы, автомагазины).

ГОСТИНИЦЫ
Пермский рынок гостиничных услуг по-прежнему находится на стадии цивилизованного формирования. На территории города работает 61 предприятие, тогда как в 2005 году насчитывалось в два раза меньше объектов. На уровне региональных операторов в городе лидирующие позиции занимает ЗАО «Пермтурист», среди российских операторов — компания «Амакс».

Основу гостиничной индустрии Перми составляют малые гостиницы, формирующие порядка 70% общего фонда размещения. Обеспеченность номерным фондом Перми составляет примерно 2 места размещения на 1 тыс. человек.

В целом, показатели, характеризующие объемы развития пока остаются более низкими, чем в других сегментах коммерческой недвижимости. Гостиницы как коммерческие объекты проигрывают своим основным конкурентам — торговым, офисным и жилым
проектам, так как требуют больших инвестиций и более высоких расходов на стадии эксплуатации. Однако при грамотном позиционировании, удачном размещении и квалифицированном менеджменте отель категории «три — три с половиной звезды» вполне способен вернуть инвестору вложения в течение пяти лет. Рентабельность такого проекта составляет в среднем 20%, и не менее 10%.


← Назад







© «Мобиус», 2008-2012

Дизайн: Андрей Анкин
Работает на CMS-BS